Alfa Romeo Alfasud (Серия 901, 902 и 904) — компактный автомобиль, выпускавшийся итальянской компанией Industria Napoletana Costruzioni Autoveicoli Alfa Romeo-Alfasud S.p.A с 1971 по 1989 годы. Владельцем данной компании являлись Alfa Romeo и Finmeccanica. Компания базировалась в бедном южном регионе Италии и запуск данного производства являлся работой правительства по увеличению рабочих мест на Юге Италии.

Alfasud по праву может считаться одной из самых успешных серийных моделей Alfa Romeo. Было продано 893,719 автомобилей с 1972 по 1983 годы, а также 121,434 версий Sprint с 1976 по 1989 годы.[4] Общее прозвище для данных машин - ’Sud. Автомобиль прошёл два рестайлинга: первый в 1977 году и второй в 1980 году.
Alfa Romeo впервые начала разрабатывать компактные переднеприводные автомобили ещё в 1950-х годах, но только с 1967 года, когда были установлены твёрдые планы развития компании для всех новых моделей, начались разработки компактного автомобиля в линейке автомобилей Alfa Romeo. Эта модель была разработана австрийцем Рудольфом Хрушкой, который разработал уникальный инженерский комплект, облачённый в кузов от Джорджетто Джуджаро из ItalDesign.

Автомобиль был построен на новом заводе в Помильяно-д'Арко на юге Италии, что отразилось в названии автомобиля - Alfa Sud (Alfa Юг). 18 января 1968 года в Неаполе была зарегистрирована новая компания "Industria Napoletana Costruzioni Autoveicoli Alfa Romeo-Alfasud S.p.A.". В этой компании 90% акций владела Alfa Romeo и 10% Finmeccanica, но уже в то время контролировалась правительственной компанией IRI.[5] Строительство нового завода в Помильяно-д'Арко посредством государственных инвестиций началось в апреле 1968 года,[6] на месте завода авиационных двигателей, используемых Alfa Romeo во время войны.[6]

Alfasud был показан публике на Туринском автосалоне в 1971 году и был сразу отмечен журналистами за его кузовной дизайн. Четырёхдверные седаны оснащались собственным оппозитным двигателем с водным охлаждением объёмом 1,186 куб.см и ременным приводом ГРМ. Особенностью модели также стала сложная подвеска в своём классе, необычный размер автомобиля, в частности передняя часть и наличие задних дисковых тормозов. Конструкция двигателя позволило Alfasud разместить удачно линии капота, что придаёт улучшение в аэродинамике (лучшее в своё время в данном классе), и придаёт ещё низкий центр тяжести. В результате этих конструктивных особенностей, автомобиль имел превосходную производительность для своего двигателя, хорошее сцепление с дорогой и управляемость, которые другие автопроизводители в классе достигали почти десять лет. Несмотря на обычный дизайн, Alfasud не подразумевался быть хэтчбеком. Стоит отметить, что некоторые предметы управления необычны: фары, сигнал, дворники, вентилятор отопителя. Чтобы включить что-то из этого, надо было тянуть, толкать, нажимать пару раз на ручки возле рулевого колеса.

В конце 1973 года был представлена двухдверная модель TI (Turismo Internazionale). Основой модели стал мощный 1,2 л. двигатель с 5-и ступенчатой коробкой передач, четырьмя передними фарами и задним спойлером. Данный компактный седан выдавал 160 км/ч (100 миль/ч).

В 1974 году Alfa Romeo запустила в производство люксовую модель Alfasud SE. Модификация SE была заменена на модификацию 'L' (Lusso) в 1975 году. Модели Lusso производились до 1976 года, после того как они были заменены на модификацию '5M' (5 Marce, пять передач) - первая четырехдверная Alfasud с 5-ступенчатой коробкой передач. Трехдверный универсал получил название Giardinetta и был представлен в 1975 году как модель этого года.
В 1976 году был запущен в производство Alfasud Sprint. Он был построен на той же платформе, но был ниже и выглядел как спортивная машина. Sprint не был хэтчбеком, хотя у него не было задних сидений. Он оснащался двигателем объёмом 1,286 куб.см мощностью 75 л.с. (55 кВт) и 5-ступенчатой коробкой передач. Двигатель потом перекочевал на стандартные Alfasud для модификаций Super 1.3 и 1.3 Ti.
В 1978 году модели Sprint и Ti получили новый двигатель объёмом 1350 куб.см 79 л.с. (58 кВт) и 1490 куб.см 85 л.с. (63 кВт) соответственно. Впоследствии данные двигатели стали доступны для всех вариаций кузовов.
Все Alfasud были обновлены в 1980 году, получив пластиковые бампера, новую панель приборов, головной свет и задние фонари. Версия Ti теперь оснащалась новым двигателем объёмом 1490 куб.см с двумя спаренными карбюраторами, который был установлен годом ранее на модели Sprint, но теперь он был доработан до 96 л.с. (71 кВт). Трёхдверные хэтчбеки были добавлены в линейку в 1981 году и были доступны в комплектации SC или Ti, а двухдверная Giardinetta была убрана со многих рынков в то время. В конце 1982 года четырехдверные модели были заменены на пятидверные версии, актуальные сейчас, так как многие производители производят именно в этом размере хэтчбеке, хотя другие предлагали и альтернативу им. Топовым в линейке стала пятидверная модификация Gold Cloverleaf мощностью 95 л.с. (70 кВт) с двигателем от Ti.

В 1983 году компания попыталась завоевать лидерство на рынке горячих хэтчбеков, представив финальную версию Alfasud Ti, получившую улучшенный двигатель объёмом 1,490 куб.см и мощность 105 л.с. (77 кВт). Теперь модификация стала называться Quadrifoglio Verde (Четырёхлиственный клевер) и оснащалась низкопрофильной резиной 14-и дюймовыми дисками, и улучшенным оснащением в комплектации.

Несмотря на сложное инженерное оснащение, Alfasud, особенно ранних версий, имели большую репутация, хотя модели страдали от ржавчины. Возможно, это было свзяано с условиями хранения кузовных деталей на заводе.[7]

Пятидверный седан Alfasud Был заменён на 33 в 1983 году. 33 стала продолжением Alfasud: его ходовой части, днища, незначительных изменений в подвеске и наличием барабанных тормозов сзади для снижения расходов. Alfasud Sprint была переименована в Alfa Romeo Sprint в 1983 году и продавалась до 1989 года, но оснащалась уже ходовой частью от 33-й. Трёхдверные версии продавались ещё около года, до того как были заменены на Alfa Romeo Arna - совместный проект Alfa Romeo и Nissan.

Международное производство[править | править вики-текст]
Alfasud производился также в Малайзии в городе Ипох на заводе City Motors (Хотя завод находится в Куала-Лумпуре). Малайзийские автомобили оснащались 1,2 л., 1,35 л. и 1,5 л. двигателями и все были четырёхдверными.[2] В Южной Африке Alfa Romeo выпускала Alfasud на своём местном заводе в Бритсе. Начиная с июня 1981 года, Alfasud для ЮАР назывался Alfa Romeo Export GTA и оснащался 1,5 л. оппозитным двигателем мощность 105 л.с. (77 кВт). Export GTA были пятидверными.[8]

Технические характеристики[править | править вики-текст]
Модель Годы выпуска Топливо Объём (см³) Мощность Макс. крутящий момент (Н/м) Выбросы CO2
(г/Км) Разгон 0-100 км/ч
(секунды) Макс. скорость
(км/ч) Средний расход
(км/л)
1,2 с 1975 по 1984 Бензин 1186 50 кВт (68 л.с.) 90 н/д н/д 160 12,3
TI Trofeo с 1976 по 1981 Бензин 1286 92 кВт (126 л.с.) 137 н/д н/д 185 н/д
1,3 Super (1351 куб.см) с 1978 по 1980 Бензин 1352 52 кВт (71 л.с.) 104 н/д н/д 160 н/д
1,3 SC с 1978 по 1983 Бензин 1352 58 кВт (79 л.с.) 110 н/д н/д 163 12,5
1,3 ti с 1978 по 1984 Бензин 1352 63 кВт (86 л.с.) 118 н/д н/д 174 12,1
1,5 Super с 1978 по 1984 Бензин 1490 61 кВт (84 л.с.) 120 н/д н/д 167 12,7
1,5 ti с 1980 по 1984 Бензин 1490 69 кВт (95 л.с.) 130 н/д н/д 173 12,2
1,5 ti Quadrifoglio Verde с 1982 по 1984 Бензин 1490 77 кВт (105 л.с.) 133 н/д н/д 183 11,6
[9][10]

Автоспорт[править | править вики-текст]
Начиная с 1976 года, был организован моно-кубок для Alfasud. Годом позднее, трофей для Alfasud проходил в Италии и Австрии, а потом гоночные этапы проходили и во Франции, и в Германии. В 1977 году был организован "Trofeo Europa Alfasud" (рус. "Европейский Кубок Alfasud"), в котором лучшие гонщики из каждой страны принимали участие. Гоночные модели для Trofeo Alfasud оснащались двигателем объёмом 1,286 куб.см и дополнительным оснащением от Autodelta. Самым известным гонщиком, принимавшим участие в Alfasud Trofeo, является Герхард Бергер.

Кроме того, Alfasud Ti приняла участие в гонке 1980 года Hardie-Ferodo 1000 в городе Батерст, Австралия. В данном соревновании в категории до 1,600 куб.см автомобиль занял четвёртое место.[11]
http://sf.uploads.ru/t/p0f1s.jpg
http://sf.uploads.ru/t/bg3U9.jpg
http://s4.uploads.ru/t/4BkmL.jpg
http://s6.uploads.ru/t/sMTBb.jpg
http://s7.uploads.ru/t/0hqYu.jpg
http://s0.uploads.ru/t/sJRGo.jpg
http://sa.uploads.ru/t/2eJ1P.jpg
http://s4.uploads.ru/t/CeZqu.jpg
http://sa.uploads.ru/t/DTrIG.jpg
http://s6.uploads.ru/t/aeypP.jpg
http://s2.uploads.ru/t/BmHWw.jpg
http://sd.uploads.ru/t/OQcD6.jpg
http://s8.uploads.ru/t/pDTK6.jpg
http://s0.uploads.ru/t/RNeCb.jpg